В последние годы в интернете активно обсуждается тема аромамаркетинга, который зарекомендовал себя как эффективный инструмент для повышения покупательской активности. Использование ароматов в коммерческих помещениях действительно способно значительно увеличить объемы продаж и прибыль. Однако ароматизация не является единственным методом сенсорного маркетинга, который охватывает воздействие на все пять органов чувств. Другим значимым направлением в этой области является нейромаркетинг.
Исследования показывают, что вероятность совершения покупки значительно возрастает, если продукт или услуга сопровождаются приятной музыкой, привлекательным дизайном, приятным запахом, тактильными ощущениями и хорошими вкусовыми качествами. На основании полученных данных можно выделить следующие проценты влияния на потребительскую лояльность:
• Музыка (слух) – 65%
• Визуальные элементы (зрение) – 46%
• Ароматы (обоняние) – 40%
• Тактильные ощущения (осязание) – 26%
• Вкус (вкус) – 23%
Таким образом, можно предположить, что наличие приятной фоновой музыки в магазине увеличивает шансы на покупку, по сравнению с тишиной. Однако стоит учитывать особенности музыкального оформления: энергичная музыка может провоцировать спонтанные покупки, но также может заставить покупателя быстрее покинуть торговое пространство. В то же время спокойная и мелодичная музыка способствует более продолжительному нахождению клиента в зале, однако не всегда приводит к спонтанным покупкам.
Замечено, что в ряде случаев вместо музыки используются природные звуки. Например, в туристических агентствах может звучать шум прибоя, а в винных магазинах — звон бокалов. Такие звуковые эффекты вызывают у клиентов определенные ассоциации и желания.
Одним из ведущих экспертов в области нейромаркетинга является Мартин Линдстром, который работал с такими крупными брендами, как МакДональдс, Майкрософт, Мерседес-Бенц, Пепси и АмериканЭкспресс. Его успехи подтверждают эффективность комплексного подхода к воздействию на клиентов.
Если с музыкальным сопровождением все более-менее ясно, то другие аспекты сенсорного маркетинга могут требовать дополнительного разъяснения. Зная основные принципы, можно самостоятельно создать удачное атмосферное оформление в магазине.
При оформлении интерьера важно правильно подбирать цветовую гамму. Это касается не только интерьеров, но и упаковки товаров, а также рекламных материалов. Каждый цвет вызывает определенные эмоции и ассоциации. Например, белый цвет ассоциируется с чистотой и свежестью, поэтому многие средства по уходу упаковываются в светлые или белые упаковки. Это также касается продуктов питания, которые часто имеют белую тару, где даже ароматизаторы имеют меньшее влияние, чем цвет упаковки.
Зеленый цвет вызывает ощущение связи с природой, и продукты в зелено-белой упаковке воспринимаются как экологически чистые. Тем не менее, в их составе могут быть синтетические добавки. То же касается косметики, которая также часто оформляется в зеленых тонах, создавая впечатление натуральности.
Темные теплые цвета, такие как коричневый, красный, желтый и оранжевый, создают атмосферу уюта и тепла. Эти цвета часто используются для оформления товаров, связанных с домом и комфортом.
Важным аспектом является влияние вкусовых, ароматических и тактильных факторов на потребительское восприятие. В следующей публикации мы подробнее рассмотрим эти аспекты.