Поток новых парфюмерных ароматов, буквально заполнивший рынок, существенно подрывает доверие потребителей к парфюмерии. Однако изменить данное восприятие можно, если ароматы станут неотъемлемой частью повседневной жизни и начнут приносить реальные преимущества. Об этом говорили эксперты на Конгрессе по аромакологии в Париже, организованном Американским парфюмерным обществом в конце прошлого года. Они уверены, что именно аромакология может стать решением кризиса, в котором оказалась вся отрасль.
Аромат как средство для поднятия настроения. Еще десять лет назад парфюмерия ограничивалась традиционными спиртовыми духами и туалетными водами. Всего лишь несколько капель аромата на запястье или мочку уха – вот что считалось нормой. Использование ароматов строго регламентировалось негласными правилами. Спустя некоторое время понимание парфюмерии изменилось: к ней начали относить также продукты для ванной и ароматические лосьоны, которые можно наносить на все тело. Ароматы все еще использовались для привлечения внимания и демонстрации социального статуса, но постепенно они стали применяться и просто ради удовольствия. В последние годы приятные запахи все чаще начинают восприниматься как важная часть жизни человека. Сегодня традиционный парфюм стал лишь одним из направлений в обширном поле ароматов. Использование ароматов помогает создать уникальную атмосферу в доме или офисе, выразить индивидуальность, а также найти гармонию во время практик, таких как йога. Для современного человека приятный запах стал инструментом для улучшения физического и эмоционального состояния, обостряя чувства и делая жизнь более насыщенной. Профессионалы уверены: следующий шаг в этой области – это популяризация аромакологии.
Что такое аромакология? Ученые из Американской парфюмерной ассоциации подчеркивают, что аромакология не следует путать с ароматерапией, хотя последний термин более известен. В отличие от ароматерапии, которая опирается на народные традиции и натуральные масла, аромакология использует последние научные достижения. Если ароматерапия направлена лишь на создание приятной атмосферы, то аромакология реально влияет на сознание человека.
Стремление к внутреннему благополучию. Аромакология напрямую связана с концепцией well-being, которую трудно перевести на русский язык, но она подразумевает состояние внутреннего покоя, гармонии души и тела, а также физического и психического здоровья. Эта концепция сильно влияет на восприятие жизни современного западного человека, и специалисты считают, что это не мимолетная мода, а устойчивый тренд, который сохранит свою актуальность на многие годы, поскольку он связан с глубокими переменами в обществе. Современному человеку становится все важнее находить душевный покой и гармонию, чем добиваться социального успеха любой ценой.
Сегодня люди осознают, что не могут полагаться на государство или медицину в вопросах своего здоровья и счастья – они сами ответственны за свою жизнь и благосостояние. По этой причине все больше мужчин и женщин начинают активно искать способы поддержания здоровья, и здесь вновь находит свое место аромакология. Стресс, ставший постоянным спутником жизни, также способствует росту интереса к этому направлению. Современный образ жизни требует умения быстро восстанавливаться, и без бодрящих или расслабляющих ароматов здесь не обойтись. Чем больше стресса, тем сильнее стремление к спокойствию, комфорту и умиротворению, которые способны подарить приятные запахи.
Еще несколько причин роста интереса к концепции well-being связано с старением населения европейских стран, где люди стремятся использовать все достижения науки, включая аромакологию, для продления жизни. Конкуренция за социальный статус становится жестче, и важным становится не только здоровье, но и внешний вид. Быстрое течение жизни вызывает дефицит свободного времени, и редкие моменты отдыха становятся особенно ценными – всего несколько минут в тишине при свете свечей и с ароматами позволяют ощутить состояние «здесь и сейчас». Именно поэтому все больше людей ищут возможности для восстановления сил, включая использование ароматов в своих ритуалах.
Наконец, мы все чаще осознаем, что многие физические болезни могут быть обусловлены психологическими проблемами. Ароматы могут стать альтернативой психотропным средствам, которые часто имеют негативные побочные эффекты. Природные запахи благоприятно воздействуют на психику, что делает их реальной альтернативой лекарствам. Запахи помогают расслабиться или сосредоточиться, и эти качества дополняют друг друга. Для восстановления сил необходимо сначала расслабиться, а затем сосредоточиться на вызовах, которые ставит жизнь.
Изменяется и способ применения ароматов. Теперь их используют не только в виде парфюмов – ароматические свечи, масла, саше с травами стали неотъемлемой частью домашних сеансов релаксации. Ароматы помогают создать уютную атмосферу, а также выделить разные зоны в доме – для работы и отдыха, что становится важным для современных людей.
Парфюмерные компании активно работают над тем, чтобы сделать ароматы частью повседневной жизни, окружая нас приятными запахами повсюду. Возможно, новые открытия действительно придадут нашей жизни новое измерение, основанное на восприятии запахов.
Национальные традиции и использование ароматов. Чтобы ароматы не нарушали концепцию well-being, международные компании должны учитывать культурные особенности разных стран. Именно поэтому маркетологи провели исследование, опросив женщин из Великобритании, Франции, Германии, Италии, Испании, США и Японии.
Японские женщины ценят гармонию с обществом и здоровье связывают с чистотой. Они предпочитают легкие ароматы, нанося их на одежду, чтобы избежать излишнего внимания. Американки же воспринимают тело как механизм, нуждающийся в гигиене и уходе. Для них духи – это способ повысить уверенность в себе. Британские женщины, выросшие в культуре сдержанности, не придают большого значения телесным недугам и часто выбирают альтернативные методы лечения. Француженки ценят чувственность и предпочитают натуральные средства для поддержания здоровья. Немки же видят здоровье как синоним красоты и заботятся о своем теле, в то время как итальянки стремятся к совершенству и не упускают возможности использовать косметику для улучшения внешности. Испанки, как и итальянки, ценят тело как источник удовольствия, но также учитывают важность социальных норм.
Исследование подтвердило, что, несмотря на глобализацию, культурные различия продолжают оказывать значительное влияние на выбор ароматов женщинами по всему миру.